<<<<<вернуться              на главную>>>>>

Геннадий Говор и Ольга Равченко – о зимнем пленэре в Октябрьском лесхозе:

“Лясгас Акцябрскі тыя мары

Урэшце рэштаў падтрымаў”…

О проекте «Пленэр “Гомельское Полесье”» и тех, благодаря кому он работает

Решение поддержать проект «Пленэр “Гомельское Полесье”» приняла коллегия Гомельского государственного производственного лесохозяйственного объединения, в которое входит 21 лесхоз области.

Инициировал проект Геннадий Васильевич Говор, состоящий в Белорусском союзе художников, Союзе писателей Беларуси и Международном союзе писателей и мастеров искусств, «Почётный гражданин Жлобинского района», «Почётный гражданин Новобелицкого района г. Гомеля», «Почётный наставник творческой молодёжи».

С осени 2017-го до зимы 2018-го художники побывали в 17 лесохозяйственных учреждениях, сохраняющих и приумножающих уникальную красоту белорусской природы в любое время года. Итогом совместной работы стали организуемые в актовых залах лесхозов выставки созданных на их территории произведений, а также творческие встречи художников с работниками леса.

Участники пленэра подарили каждой из принимающих организаций одну из своих работ, выбранных гостеприимными хозяевами, а оставшиеся этюды и созданные по ним картины получили возможность принять участие в Областной художественной выставке «Гомельское Полесье», состоявшейся в центральном зале Картинной галереи имени Г.Х. Ващенко.

По итогам двухлетнего пленэра издано два Художественных календаря, в один из которых вошли работы десяти участников пленэра, в другой, выполненный специально для Октябрьского лесхоза, – картины трёх художников, принявших участие также в только что состоявшемся зимнем пленэре в Октябрьском лесхозе. Стихи для эксклюзивного календаря написала дизайнер и поэтесса Виктория Смирнова. Она же планирует создать виртуальные галереи художников – участников пленэра.

В каждом лесхозе пленэр освещался местной прессой. Не остались в стороне «Гомельская правда» и Областное телевидение.

Зимний пленэр, о котором так много говорили, состоялся!

О зимнем пленэре заговорили сразу же по окончании двухлетнего сезона, тщательно к нему готовились, но по разным причинам поездка откладывалась, и многочисленная группа постепенно превратилась в четверицу – «3 + 1», как известно, отличающуюся стабильностью: до лесхоза в посёлке Октябрьский добрались три художника + один представитель Гомельской областной писательской организации.

Полдня – в дороге, столько же – на разведку и обустройство на базе, хотя в агро-усадьбе «Октябрьский лесхоз» только что прибывшие художники чувствуют себя как дома, поскольку были здесь на пленэре в менее экстремальных погодных условиях.

Охотничье-туристский комплекс, который мы окрестили «Домом творчества», расположен в глуши, на живописном берегу реки Птичь, в сосновом бору с насаждениями, средний возраст которых – пятьдесят восемь лет. Здесь есть всё для работы и отдыха в уединённой тишине, хотя атмосфера пленэра создаётся не только обстоятельствами и погодой, но и каждым конкретным его участником.

Едва ступив на пребывающую под неусыпным надзором Департамента охраны и обнесённую надёжным металлическим забором территорию, художники разбежались на все четыре стороны – посмотреть знакомые места и подыскать новые композиции, однако по возвращении каждый таки успел в первый же день написать по этюду.

Мне казалось, что наутро мои спутники вновь разбегутся, но они терпеливо ждали полного света, без которого работа невозможна. Каждый с вечера облюбовал себе место: оба раза дальше всех – практически на середину реки и даже к противоположному берегу – бесстрашно выбирался Владимир Слесарев; на берегу, поближе к беседке и кострищу, а также почти напротив терема – располагался Леонид Величко; непосредственно на ступеньках причала с видом на Птичь, на предусмотрительно прихваченном из дому ковре, размещался Геннадий Говор, плавно перекочёвывавший из беседки – на крылечко. Мне же, новичку и самой скромной, которой «лопаты» не хватило, оставалось лишь ходить полтора дня от точки к точке, нарезать круги по территории комплекса и время от времени выходить на простор, за пределы агро-усадьбы.

Летом здесь можно рыбачить, охотиться, собирать грибы и ягоды, отмечать торжества, проводить мероприятия, мыться в бане, париться в сауне… Зимой – благо погода позволяет – гулять, предаваясь своим мыслям и впечатлениям, либо писать – этюды и эссе.
 

Фото Г.Говора

В состав Октябрьского лесхоза входят десять лесничеств, ремонтно-механические мастерские, лесопункт и участок погрузки вагонов: здесь круглогодично ведётся лесохозяйственная деятельность, для внутреннего рынка заготавливается древесина, а в сезон – берёзовый сок, банный веник, метла хозяйственная. Есть пчелопасека из семидесяти семей, производящих мёд.

На базе хозяйства проходят обучающие семинары различного уровня, конкурсы на лучшее благоустройство усадеб лесничества, «Лучший по профессии», «Молодой лесовод года»; соревнования среди ведущих специальностей, лесничеств, мастерских участков, бригад и обходов, вальщиков леса, спортивные состязания; объявляют фотоконкурсы, по итогам которых проводится награждение и оформляется альбом. Группы специалистов лесхоза выезжают для изучения и передачи передового опыта в соседние лесные хозяйства и за рубеж.

Фото Г.Говора

Лесхоз уделяет должное внимание профориентации школьников, подготовке их к осознанному выбору профессии, воспитанию у них бережного отношения к природе. К слову, директор лесхоза Феликс Коркуц сделал свой выбор в пользу леса в четырнадцатилетнем возрасте, поступив в филиал БГТУ «Полоцкий государственный колледж», в 1986 году считавшийся лучшим в СССР учебным заведением данного профиля, – а затем продолжил учёбу в вузе. Несомненно, каждый, кто связал свою судьбу с природой и, в частности, с лесом – в душе Художник и Поэт.

Директор Октябрьского лесхоза охотно поддержал начинание Геннадия Говора и готов наряду с другими руководителями лесхозов области создать условия для плодотворного сотрудничества художников и литераторов с целью выхода в свет Художественного календаря, отражающего деятельность профильных предприятий Гомельщины и живописные красоты белорусского Полесья.

Второй день нашей поездки был полностью посвящён ударной работе на открытом воздухе, и в целом каждый написал по три этюда, а Леонид к тому же весьма успешно экспериментировал с акварелями. Мы случайно упустили возможность писать на морозе искрящийся снег, зато не пришлось мёрзнуть и периодически бегать греться в наш терем.

В этот день с утра падали крупные пушистые снежные хлопья.

Фото Г.Говора

К полудню снег на утрамбованных нами дорожках насквозь пропитался водой. Кроме того, он методично сползал с покатых крыш даже при полном отсутствии в небе светила, опадал с окаймлявших дорожки лиственниц и недавно посаженных вдоль забора елей, а также грозил местами внезапно обвалиться в едва наметившиеся речные промоины: весна резко заявила свои права, хотя по календарю ещё не пробил её час. В этот день мы уже опасались выходить на лёд.

Ближе к вечеру природа и вовсе разразилась внезапно начавшимся и точно так же прекратившимся проливным дождём, но к тому времени мы уже работали, условно говоря, в мастерской.

Все три художника – участника нашего зимнего пленэра – пишут в собственной – легко узнаваемой – манере, поэтому не суть важно то, что изображали они примерно одни и те же пейзажи: в этюдах отразилась не только яркая индивидуальность каждого из них, но и полученные по дороге в Октябрьский впечатления. Тем более, что даже в такой пасмурный зимний день, как наш, можно было увидеть всё многообразие холодных цветовых гамм, которого не встретишь в таком объёме ни в какую другую пору года.

Мне доводилось наблюдать работу художников в мастерской. На пленэре – тем более, зимнем, – я впервые. Знаю, что часто зритель мешает работать, но от меня не отмахивались, как от назойливой мухи, а, напротив, охотно вступали в беседу.

Этюдная работа для творца – не самоцель, а один из этапов сбора материала для будущих картин; тщательный выбор мотива в природе, по которому в мастерской напишется полноценная картина или несколько композиций, более продуманных вещей.

На пленэре главное – «схватить», подобрать общий тон и общий свет, которых не добьёшься в мастерской, но которые непременно присутствуют в натуре; мазками, пятнышками передать натуру правдиво, уловить и передать настроение – её и своё, подметить состояние погоды.

На пленэре не нужно ничего выдумывать в цвете и тоне, воздушной перспективе, однако не так уж просто мгновенно подобрать именно то, что надо, и художники с азартом или вполне спокойно ищут оттенки, уточняют акценты, выявляют контрасты, мазками вылепляют объём – в том числе, снега… А как раз-таки снег быстро не напишешь! В том числе, мелками.

Художник волен непосредственно на пленэре по-другому показать зрителю пейзаж, мысленно переместить предметы с учётом композиции, света, композиционного центра рисунка; что-то выделить, подчеркнуть – сделав более заметным. Экспериментировать всё же удобнее в помещении.

По этюду человек посвящённый прочтёт мысли и настроение художника, которые не всегда угадываются по гладкой картине.

Любой неравнодушный к природе индивидуум видит натуру, слышит, ощущает, сопереживает ей, но далеко не каждый способен не то что талантливо передать свои восприятия, ощущения, впечатления на холсте, картоне или бумаге, но и по достоинству оценить – пусть даже маленький – шедевр…

Удачные этюды (а все наши этюды именно такие!) бережно хранятся, охотно выставляются, продаются, дарятся, и перед отъездом, по уже сложившейся доброй традиции, мы посетили штаб-квартиру лесхоза, чтобы на импровизированном вернисаже сотрудники Октябрьского лесхоза смогли коллегиально выбрать для предприятия один понравившийся этюд каждого из трёх авторов. Будь нас больше, мы внесли бы значительный вклад в картинную галерею предприятия.

Фото Г.Говора

Нам показали подаренные художниками в прошлый приезд работы, оформленные в дубовые рамы, благодаря которым картины настолько преобразились, что Владимир Слесарев не сразу узнал свою работу!

«Все течёт, всё меняется…» Природа – не исключение, и всегда интересно и полезно знать, какою она была прежде. Завершившийся зимний пленэр увековечил частичку белорусского Полесья в отдельно взятом – Октябрьском лесном хозяйстве – эксклюзивно, остановив мгновенье в данном пространстве и времени: «через времена растёт пейзаж», – как весьма точно подметил в своё время Андрей Вознесенский в стихотворении «Пейзаж с озером».

В рамках «Радужной весны – 2019» художникам предстоит посетить ещё четыре лесхоза, и вновь созданные произведения могут стать частью общей Областной художественной выставки «Гомельское Полесье: 2017 – 2019».

А сегодня мы выражаем искреннюю благодарность директору предприятия Коркуцу Феликсу Станиславовичу, заместителю директора по идеологической работе Бондаренко Александру Матвеевичу, главному лесничему предприятия Карпенко Николаю Ивановичу, равно как и работающему под их началом коллективу, – за всемерную поддержку наших творческих начинаний.

Генадзь ГОВАР

ЧАРАЎНІЧЫЯ ПАЛЕССЯ СКАРБЫ

Адвечныя Палесся далягляды

Вабяць апантаных мастакоў.

Увосень залатую… На Каляды…

Увесну трапяткую… Зноў і зноў…

Неба жураўлінае… Паветра…

Сенажаці з водарам п’янкім…

Снег блакітны… Пешкі кіламетры,

Праз вясёлак аркі напрамкі.

А эцюднік, палатно і фарбы,

Як заўжды, адданыя натхненню.

Чараўнічыя Палесся скарбы

Зіхацяць насустрач летуценню.

 

ВЯСНЫ ЎЗДЫМАЮЦЦА СЦЯГІ !!!

 

На ўтаймаванай лёдам Пцічы

Стаяў акрылены мастак.

Эцюднік, фарбы на абліччы --

Усё было не проста так...

 

Ён з восені аб Пцічы марыў,

Не спаў начамі, маляваў...

Лясгас Акцябрскі тыя мары

Урэшце рэштаў падтрымаў.

 

І вось, ён тут стаіць на лёдзе.

Наўкола белыя снягі...

У летуценнях зноў, бы ў мёдзе --

Вясны ўздымаюцца сцягі!!!

 

Ольга Равченко

Диптих

Этюд-раздолье

«Зима. Какой пленэр?!.» Рискнули –

ждёт агрокомплекс. Сосны подступили

к забору. На пригорке – терем.

Река под снегом и катамаран.

Ступлю с причала в реку – и нестрашно

брести по Птичи, поднимая снег.

Мангал, кострище служат прибеседке.

Качелю жаль будить мне: пусть поспит.

Глушь – связи нет. Удобства – в доме.

Бильярд.

Вольера. Баня. Сауна. Гараж.

Есть грубка и роскошнейший камин.

Шесть койко-мест. Гостиная. Трофеи.

Два входа плюс балкон – для приключений

(вдруг явится Ромео иль роман

случится в пуще над рекою, где охота –

неволи пуще – выйти за кордон).

Подбросив в печку дров, вздохну украдкой

и вспомню хату деда-лесника, где ель –

пад-столь – иглистой грустной королевой:

весь год её дедуля выбирал.

Раздумья на раздолье – льются мысли.

«Лесхоз Октябрьский» мне приютом стал.

Директор строг, и не состроишь глазки…

– Где Ваш этюд?..

– Под Беседью застрял…

Для справки:

Кордон – здесь: временный пост лесной стражи.

Столь – белорусское «потолок».

Качеля – в белорусском языке слово «арэля» имеет единственное и множественное число.

Беседь – река в России и Беларуси, левый приток Сожа. По одной из версий, название сопоставимо с иранским географическим термином: «вода/река»; вторая часть восходит к иранскому «стан/стоянка/место». Помню, что в деревне действительно было место на реке, называвшееся «станом». У меня же Беседь ассоциируется с беседой, беседкой. [Белорусское слово «Бесядзь» созвучно с глаголом «сядзь». Беседа – «сидение снаружи в ночное время для гадания, прорицания» (Ванстрат)]. Тем более, что кличка моих беседских предков – Бэрычы (корень: «бэр»).

Этюд-скерцо

Не птахой – Птичь – у ног моих лежит,

сокрыта льдом, укрыта плотно снегом,

который подпитает, укрепит,

возможность даст нести и дальше воды.

Хожу по Птичи,

утрамбовываю снег –

площадку для коллеги по пленэру.

Этюдник, краски, кисть, «дубовый» холст,

палитра, шпатель, мастихин

и – термос – в тему…

В карманах затерялся карандаш,

но мысль работает,

фантазия не дрейфит.

Идея фикс:

желание творить –

природе вопреки, – хоть краски стынут

или ползут с холстин предательски мазки,

поскольку снег иль дождь в канву ложится,

вписаться хочет, в вечности застыть;

мгновеньем став, в прекрасном воплотиться.

Пуста беседка,

приуныл мангал,

кострище жертвы жаждет неизменно.

Художник озорно на них глядит –

не соблазнится:

шашлыков милей – этюды!

Идиллия:

тропа лежит,

над ней –

стоят деревья чередой, гадают: «Что там?..

Неужто мы?.. Величко Леонид

нас уловил по свету и по тону?!.»

Крылечко терема задумалось, молчит.

Что за оказия? Торчат из снега крыши –

этюдом Говора:

он встретил их в пути –

и восхитился!

Завтра лес напишет…

Назавтра каждый три этюда сотворит:

на радость миру

…иль Октябрьскому лесхозу?

Наброски дружно выберет народ

и в рамки вставит –

галерея будет.

Октябрьским соснам – в среднем – восемьдесят пять!

(Солидный возраст – для людского братства…)

Четыре тыщи восемьсот

и сорок девять лет – Мафусаилу!

Жив курилка-Тикко!

Стремиться есть к чему –

хоть веники вяжи,

хоть Бабкам Ёжкам мётлы множь,

а пчёлкам – ульи…

Коль твой директор Felix –

будь и ты!

(80-й афоризм «Плодов раздумья».)

Для справки:

Пленэр, пленер – природа как объект изображения. Работа художника над полотном на открытом воздухе.

Этюд – рисунок, картина или скульптура как часть большого будущего произведения. В изобразительном искусстве – (вспомогательное) произведение, исполняемое художником целиком с натуры. Этюд в музыке – инструментальная пьеса, призванная совершенствовать технику исполнителя.

Скерцо – буквально: шутка. Небольшое музыкальное произведение в оживлённом темпе.

Идея-фикс – навязчивая, маниакальная идея.

Мафусаил – дерево; одно из древнейших ныне живущих не-колониальных организмов, известных науке (штат Калифорния).

«Жив курилка!» – выражение радости при встрече с человеком, о котором давно не было вестей.

Старый Тикко – ель обыкновенная, возраст – 9550 лет (Швеция). Старейшее из известных живущих отдельностоящих деревьев-клонов в мире.

Felix – имя собственное; образовано от латинского слова «преуспевающий», «счастливый», «плодородный».

«Плоды раздумья» – книга (1854), в которую вошли произведения Козьмы Пруткова.

80-й афоризм Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастливым – будь им».

Экзистенциальный философ Мартин Бубер считал, что Я – Ты отношение возможно не только к человеку, но и, например, к дереву: в этом случае вместо биологических или физических характеристик дерева я буду иметь дело с его ценностной, духовной природой. (Википедия)

Ольга Равченко


<<<<<вернуться              на главную>>>>>